|
Азбука художника |
|
Одним из условий развития детского творчества является овладение средствами изобразительной грамоты. В игре ребенок познает мир, осваивает новое, приобретает жизненный опыт. И именно в игре ребенок знакомится и с «языком» искусства. В игровой увлекательной форме дети знакомятся с цветом, линией, формой, фактурой, и некоторыми способами построения композиции. Необходимо расширить представление детей о каждом виде «языка» искусства, показать его многообразие в окружающем мире. Дети должны научиться пользоваться этими средствами для реализации собственных художественных замыслов и передачи эмоционального отношения к изображаемому.
Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач.
При знакомстве с цветом дети узнают названия цветов и оттенков, теплую и холодную гамму, контрастные и родственные цвета, порядок цветов радуги и т. д. Необходимо показать детям, что цвет несет не только информационную функцию, но и является одним из основных средств эмоциональной выразительности. У цвета, как и у человека может быть разное настроение - цвета могут быть радостными или грустными, спокойными или грозными. Детям предлагается совершить сказочное путешествие по «Волшебной стране красок», которое позволит им лучше понять характеристики цвета, так как они воспринимают краски как одушевленные. |
"Волшебные кармашки"
Задачи: Учить детей составлять и называть новые цветовые оттенки, которые получаются в результате наложения одного цвета на другой; запоминать их; развивать зрительное восприятие, память.
Материал: три конвертика из цветного прозрачного пластика (синий, желтый, красный), картонные квадратики разных цветов.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям выбрать любой понравившийся квадратик и положить его в «волшебный кармашек». Задает вопросы: «Какого цвета ты взял квадратик?», «Какой новый цветовой оттенок у тебя получился?». | |
"Волшебные кармашки"
Задачи: Учить детей составлять и называть новые цветовые оттенки, которые получаются в результате наложения одного цвета на другой; запоминать их; развивать зрительное восприятие, память.
Материал: три конвертика из цветного прозрачного пластика (синий, желтый, красный), картонные квадратики разных цветов.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям выбрать любой понравившийся квадратик и положить его в «волшебный кармашек». Задает вопросы: «Какого цвета ты взял квадратик?», «Какой новый цветовой оттенок у тебя получился?». |
|
«Солнышко и снеговик»
Задача: развитие цветовидения.
Материал: картинки с изображением солнышка и снеговика. Кружки холодного и теплого цвета.
Описание игры. Дети подбирают любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (теплые). | |
«Солнышко и снеговик»
Задача: развитие цветовидения.
Материал: картинки с изображением солнышка и снеговика. Кружки холодного и теплого цвета.
Описание игры. Дети подбирают любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (теплые). |
|
«Подбери цвет»
Задача: развитие умений соотносить предмет с его свойствами (цветом), развивать творческое воображение
Материал: трафареты овощей и фруктов, цветные прямоугольники.
Описание игры. Художник нарисовал картинки, но забыл раскрасить. Предложить детям найти подходящий цвет для этих картинок.
| |
«Подбери цвет»
Задача: развитие умений соотносить предмет с его свойствами (цветом), развивать творческое воображение
Материал: трафареты овощей и фруктов, цветные прямоугольники.
Описание игры. Художник нарисовал картинки, но забыл раскрасить. Предложить детям найти подходящий цвет для этих картинок.
|
|
«Цветные пятнышки»
Задачи: совершенствование цветовосприятия; закрепление знаний о теплых и холодных тонах; развитие мелкой моторики рук.
Материал: цветные кружки диаметром 2-3см (несколько кружков каждого цвета в зависимости от стихотворения и количества детей)
Описание игры. Дети стоят вокруг стола. На столе разложены круги – цветные пятнышки. Воспитатель читает «цветное» стихотворение, показывает элементы пальчиковой игры. Когда воспитатель называет определенный цвет, дети берут «пятнышки» соответствующего цвета. В конце все пятнышки подбрасываются вверх. |
«Радуга из ленточек»
Задачи: закреплять знание цветов спектра, последовательность их расположения.
Материал: гимнастическая палка длиной 50 см. Ленточки из органзы 7 цветов и длиной 1 м, закрепленные на палке.
Описание игры. Воспитатель и дети повторяют и называют цвета радуги, их последовательность. Затем воспитатель обращает внимание ребят на палочку, которая необычно украшена цветными ленточками, спрашивает, что они напоминают. Воспитатель демонстрирует гимнастическую палочку с лентами и делает дугообразный взмах рукой, будто нарисовал радугу, и предлагает поиграть с радугой. (Выбрать ленточку любого цвета и посмотреть сквозь нее. Какого цвета стало все вокруг? Почему?). Можно предложить детям поменяться ленточками и снова посмотреть сквозь них. Что изменилось? |
«Настроение цвета»
Задача: научить правильному подбору цветовых сочетаний
Материал: полоска, разделенная на квадраты разных цветов (белый, фиолетовый, синий, желтый, зеленый, красный); круги оранжевого, желтого, синего и т.д. цвета.
Описание игры. Представляем, что по разноцветной «волшебной» дорожке перемещается круг оранжевого цвета. Он изменяет свое «настроение» в зависимости от цвета дорожки. Надо рассказать о своих впечатлениях. |
Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.
При знакомстве с линейным многообразием в природе и искусстве, дети осваивают линию как средство воспроизведения формы объектов (линии и штрихи различные по форме, интенсивности, длине и т. д.) и как способ создания доступных пониманию детей образных характеристик этого объекта (линии спокойные, нежные, веселые и злые). Необходимо показать детям, что линия сильнейшее средство выразительности, позволяющее раскрыть эмоциональное состояние создаваемого образа. |
«Рисунок по линии»
Задача: развитие умений создавать образы предметов, основываясь на их схематичном изображении, видеть в части целое, развивать творческое воображение.
Материал: лист бумаги на котором произвольно нарисована линия.
Описание игры. Детям предлагается дорисовать картинку и рассказать, что получилось. |
«Узнай предмет по силуэту»
Задача: развитие умений создавать образы предметов, основываясь на их схематичном изображении, развивать творческое воображение.
Материал: карточки с изображенными на них контурами разнообразных предметов.
Описание игры. Детям предлагается узнать предмет по силуэту и дорисовать его. |
«Предмет и форма»
Задача: развитие умений создавать образы предметов из геометрических форм, развивать творческое воображение.
Материал: карточки с изображенными на них предметами и наборы геометрических фигур.
Описание игры. Детям предлагается составить предмет, изображенный на карточке из предложенных геометрических фигур. |
«Веселые ладошки»
Задача: развитие умений создавать образы предметов из силуэта, развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши или краски.
Описание игры. Детям предлагается обвести свою ладонь и дорисовать ее в какой-либо объект. |
«На что похожи облака?»
Задача: развитие умений создавать образы предметов из силуэта, развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги с изображенными на них силуэтами облаков, простые и цветные карандаши или краски.
Описание игры. Детям предлагается дорисовать облака в разные объекты, соединить их в картину, придумать рассказ по картине. |
Игры, способствующие развитию композиционных умений.
Обучение детей средствам композиционной выразительности, необходимо для обогащения зрительных представлений об окружающей действительности и формирование на этой основе эстетического отношения к воспринимаемому, дети знакомятся со способами композиционной организации: форма и размер листа, выделение смыслового центра, типами композиционного построения, ритмом. |
"Составь натюрморт, пейзаж"
Задача: развить умения составлять композиции с многоплановым содержанием.
Материал: картинки с предметами, фланелеграф.
Описание игры. Из предложенных карточек дети выбирают те, из которых можно рисовать натюрморт или пейзаж и составляют его. Во время игры можно использовать музыкальные фрагменты (П.И.Чайковский «Времена года»), стихи. | |
"Составь натюрморт, пейзаж"
Задача: развить умения составлять композиции с многоплановым содержанием.
Материал: картинки с предметами, фланелеграф.
Описание игры. Из предложенных карточек дети выбирают те, из которых можно рисовать натюрморт или пейзаж и составляют его. Во время игры можно использовать музыкальные фрагменты (П.И.Чайковский «Времена года»), стихи. |
|
«Придумай портрет»
Задача: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа.
Материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека. Части лица, головные уборы, бантики и т.д., вырезанные из бумаги.
Описание игры. Ребенку предлагается составить из частей портрет и изобразить на портрете состояние человека, показанное на пиктограмме. | |
«Придумай портрет»
Задача: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа.
Материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека. Части лица, головные уборы, бантики и т.д., вырезанные из бумаги.
Описание игры. Ребенку предлагается составить из частей портрет и изобразить на портрете состояние человека, показанное на пиктограмме. |
|
«Что забыл нарисовать художник»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать наблюдательность, умение использовать свой опыт и знания.
Материал: репродукции картин известных художников, с отсутствующими на них некоторыми деталями.
Описание игры: ребенок должен внимательно рассмотреть картину, нарисованную художником, и назвать то, чего нет на картине. | |
«Что забыл нарисовать художник»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать наблюдательность, умение использовать свой опыт и знания.
Материал: репродукции картин известных художников, с отсутствующими на них некоторыми деталями.
Описание игры: ребенок должен внимательно рассмотреть картину, нарисованную художником, и назвать то, чего нет на картине. |
|
«Собери картинку»
Задача: знакомить детей с хохломской, городецкой, гжельской росписью и дымковской игрушкой.
Материал: восемь больших сюжетных картинок с предметами и узорами характерных для той или иной росписи, маленькие карточки с элементами узора.
Описание игры: детям предлагается найденные маленькие карточки разместить на большую картинку соответственно виду росписи. | |
«Собери картинку»
Задача: знакомить детей с хохломской, городецкой, гжельской росписью и дымковской игрушкой.
Материал: восемь больших сюжетных картинок с предметами и узорами характерных для той или иной росписи, маленькие карточки с элементами узора.
Описание игры: детям предлагается найденные маленькие карточки разместить на большую картинку соответственно виду росписи. |
|
Игры, развивающие у детей представление о жанрах живописи.
При ознакомлении детей с жанрами живописи важно научить понимать не только сюжетную сторону картины, но и средства выразительности, применяемые художниками для воплощения своих замыслов, развивать умение пользоваться определённым изобразительным словарём, пояснять свои ответы, подбирать эпитеты. |
«Палитра времен года»
Задача: знакомить детей с одним из видов живописи пейзажем; учить правильному подбору цветовых сочетаний.
Материал: репродукции картин, фишки, палитра красок.
Описание игры. 1 вариант. Ребенок получает репродукцию какой-либо картины и отбирает фишки, цвет которых есть на «его картине».
2 вариант. По сочетанию красок на картине нужно подобрать подходящую палитру. | |
«Палитра времен года»
Задача: знакомить детей с одним из видов живописи пейзажем; учить правильному подбору цветовых сочетаний.
Материал: репродукции картин, фишки, палитра красок.
Описание игры. 1 вариант. Ребенок получает репродукцию какой-либо картины и отбирает фишки, цвет которых есть на «его картине».
2 вариант. По сочетанию красок на картине нужно подобрать подходящую палитру. |
|
«Что нарисовал художник?»
Задача: знакомить детей с жанрами живописи.
Материал: карточки с репродукциями картин разных видов живописи: портрет, натюрморт, пейзаж.
Описание игры. Карточки с репродукциями лежат в центре стола, обратной стороной кверху. Первый ребёнок берёт одну карточку, переворачивает её, называет вид живописи, например: «Портрет», и кладёт карточку перед собой. Дальше, этот игрок должен выложить перед собой «дорожку» из портретов. Если попадается «чужая» карточка, ребёнок кладёт карточку назад, карточки перемешиваются, он пропускает ход. | |
«Что нарисовал художник?»
Задача: знакомить детей с жанрами живописи.
Материал: карточки с репродукциями картин разных видов живописи: портрет, натюрморт, пейзаж.
Описание игры. Карточки с репродукциями лежат в центре стола, обратной стороной кверху. Первый ребёнок берёт одну карточку, переворачивает её, называет вид живописи, например: «Портрет», и кладёт карточку перед собой. Дальше, этот игрок должен выложить перед собой «дорожку» из портретов. Если попадается «чужая» карточка, ребёнок кладёт карточку назад, карточки перемешиваются, он пропускает ход. |
|
«Опиши картину»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать речь.
Материал: репродукции картин, мнемотаблица.
Описание игры. Ребенок рассматривает картину и рассказывает, используя мнемотаблицу.
| |
«Опиши картину»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать речь.
Материал: репродукции картин, мнемотаблица.
Описание игры. Ребенок рассматривает картину и рассказывает, используя мнемотаблицу.
|
|
Игры на развитие эмоционально-эстетического отношения к произведениям живописи
Огромное значение при приобщении детей к изобразительному искусству является развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений живописи. Именно на основе эмоционального восприятия формируется эстетическое отношение к воспринимаемому. Важно пробудить в ребенке ответные чувства, помочь «услышать, увидеть, понюхать» картину. |
"Живые картины"
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать умения детей передавать эмоции
Материал: репродукции картин
Описание игры. Дети внимательно рассматривают картину, подбирают необходимые костюмы, изображают позы изображенных на картине персонажей и отвечают на вопросы: «Что вы почувствовали? Какое у вас теперь настроение? Почему? Что вы слышите? Какие запахи вы почувствовали?»
|
|
Николай Богданов-Бельский «Ученицы» | |
«Что сначала, что потом?»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; формирование эмоционально-личностного отношения к картине.
Материал: репродукции картин
Описание игры. Дети внимательно рассматривают картину, им предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Дети отвечают на вопросы: «Какие звуки, запахи вы могли бы услышать? Хотели бы вы оказаться в этой картине? Почему?» |
«Что изменилось?»
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; формирование эмоционально-личностного отношения к картине, соотносить композицию с настроением каритны.
Материал: репродукции картин
Описание игры. Педагог наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
1. Что изменилось на картине между людьми (предметами)? (педагог закрывает часть картины листом);
2. О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?;
3. Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?;
4. Какой была бы картина, если (убрать, добавить). |
|
|
| |